Брусчатка: эффективная альтернатива асфальту на частных территориях

         

 

 

 

 

Многие считают тротуарную брусчатку современным материалом. Но впервые изготовлением брусчатки начали заниматься еще много столетий назад. Благодаря своим уникальным характеристикам сегодня брусчатка практически вытеснила асфальтные покрытия из частных территорий.

О брусчатке знали еще жители Древней Римской Империи. Подтверждением этому выступает дорожка, ведущая на холм Палантин, которая сохранила свою привлекательность и до наших дней. Это дает возможность судить о чрезвычайной долговечности материала, который выдерживает значительные механические и ударные нагрузки.

В Россию брусчатка появилась примерно в 18 веке, когда население крупных городов и небольших поселений устало от деревянных мостов и переправ. Такие конструкции постоянно требовали восстановления, особенно вследствие воздействия влаги. Это послужило толчком к созданию материала, который не нуждался бы в частой реконструкции и выдерживал климатические условия, которые свойственны нашей стране. В то время материал, конечно, стоил очень дорого, купить брусчатку могли только крупные компании, занимающиеся укладкой дорожных покрытий. Но, это не помешало материалу получить большую популярность и признание.

Голландцы тоже не обошли вниманием этот материал. Первая мостовая из брусчатки соединила Амстердам и город Харлем. Благодаря высоким характеристикам этот материал стали использовать повсеместно, к 19 веку практически все дороги Европы были покрыты брусчаткой. Спустя время брусчатку начали использовать не только при устройстве дорожных покрытий Голландии, но и при строительстве домов.

Сегодня брусчатки, спустя два века после изобретения клинкера, производится по тем же технологиям. Разница только в том, что многие трудоемкие процессы, которые раньше осуществлялись вручную, сегодня стали автоматизированы. Это улучшило производительность, позволило снизить себестоимость и сделать этот материал более доступным. Но тротуарный клинкер ручной формовки и сегодня пользуется высоким спросом. Индивидуальный внешний вид позволяет ему реализовывать интересные проекты, кроме этого его используют при реконструкции европейских городов.

Производится клинкерный тротуарный кирпич из особых сортов глины, которые отличаются пластичностью. Месторождения, соответствующие требованиям производителя, есть далеко не везде, поэтому география компаний, которые выпускают этот материал, значительно уже, чем у производителей керамического кирпича. Вторая особенность производства брусчатки, является использование печей высокотемпературного обжига. Температура в них достигает 1200-1300ºС, это существенно выше, чем при производстве керамического кирпича. При такой температуре пластичная глина переходит в стеклофазу, при которой минеральные частицы спекаются в единый монолит с великолепными прочностными характеристиками.

Монолитная структура – залог практичности, которой так отличается тротуарная плитка кирпич из клинкера от других дорожных материалов. Отсутствие микропор обеспечивает минимальный коэффициент водопоглощения. Вода в брусчатке во время морозов не застывает и не разрывает ее, как в случае с цементной брусчаткой или натуральным камнем. Отсутствие пор так же позволяет не впитывать в себя машинное масло, бензин или дизельное топливо. Они легко смываются водой и удаляются в дренажную систему. Эти удивительные качества материалов формируются именно в процессе высокотемпературного обжига.

Тротуарный клинкерный кирпич белого цвета легко отмывается водой. Не стоит бояться того, что он запачкается со временем. С качественного клинкерного кирпича так же можно удалить и краску - она остается на поверхности и легко удаляется растворителем.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КЛИНКЕРНОЙ БРУСЧАТКИ

Подготовительный процесс:

  • Размельчение глины;
  • Продавливание сухого сырья через валки;
  • Удаление металлических вкраплений с помощью магнитов;
  • Добавление воды.
  • Формовка производится по технологии экструзии. Глиняная масса под давлением пропускается через прямоугольное отверстие. При этом снижается пористость материала, из глины выдавливается вода и воздух, и он становится плотнее. После чего полуготовый тротуарный материал поступает на сушку, которая производится при температуре +150°. Этот процесс длится два-три дня.
  • И последний этап – обжиг. Для этого используется туннельная печь, в которой установлен конвейер. Брусчатка двигается вдоль печи, в которой идет распределение температуру по участкам. Вначале она в пределах 50°, и далее повышается до необходимой, в конце температура снижается опять до 50°. Процесс длится еще двое суток.
  • Как уже было отмечено выше, цвет тротуарной клинкерной брусчатки появляется не за счет добавления пигментов, а за счет смешения различных сортов глины, плюс изменением температурного и временного режима в процессе обжига. Так же производители используют для окраса угольную пыль, а также добавляют в печь кислород.
  • Основные цвета и оттенки брусчатки: красный, коричневый и желтый. Так же на рынке можно найти материал синего и фиолетового цвета. Такая цветовая гамма может достигаться оксидов разных металлов. Например, оксид железа сделает брусчатку красного цвета, оксид алюминия желтого.

         

                                                                                             Преимущества

  • Высокая прочность брусчатки. Она выше бетонных изделий такого же типа и толщины практически в два раза. А, немецкая тротуарная брусчатка из клинкера выдерживает нагрузку до 2000 кг/см².
  • Низкое водопоглощение. Этот показатель выше, чем у гранита и базальта. А значит, повышенный срок эксплуатации.
  • Экологичность. Кроме воды и глины в брусчатку больше ничего не добавляют.
  • Распределение цвета на всю глубину материала, поэтому брусчатку можно укладывать в различных вариантах. В течение службы цвет не исчезает.

В строительной практике востребованы три метода укладки клинкерной брусчатки на:

  • песчаное основание: легкие регулярные пешеходные нагрузки;
  • песчано-щебеночное основание: средние и сильные пешеходные нагрузки, и нерегулярный проезд легкового автотранспорта;
  • бетонное армированное основание: повышенная интенсивность всех видов движения, в том числе и грузового транспорта.                                                                                                                       

Каждое основание имеет многослойную структуру, которая обеспечивает устойчивость клинкерного настила и отвода поступающей влаги. Клинкерный мостовой кирпич отличается низкой водопоглощаемостью, поэтому проблема луж и озер талого снега легко решается за счет незаполнения или засыпания швов песком. На первый взгляд практичное решение может привести к частичному вымыванию основания и стать причиной деформации клинкерного настила. Эту проблему легко устранить при помощи специальной подстилки из высоководопроницаемого трассового дренажного раствора. Чтобы оградить зазоры между кирпичами от накапливания грязи и мусора, используется трехкомпонентный водопроницаемый раствор для заполнения швов. Другой способ формирования долговечного покрытия из клинкерной брусчатки -укладка на подстилающий слой, который выполняется с небольшим уклоном в одну сторону (0,5–0,7 см на каждые 100 см поверхности). Трассовый раствор для укладки используется в качестве материала подстилки. Швы заполняются водонепроницаемым раствором. Благодаря уклону настила и водонепроницаемости швов, влага с поверхности клинкера сразу отводится в специальную ливневую систему.

                                                                                   Технология изготовления основания

Основания имеют схожую многослойную конструкцию и отличаются только материалами и толщиной слоев. Перед формированием основания выполняется выемка, досыпание или разравнивание грунта из расчета, что на песчаных почвах толщина основания может достигать 20 см, на грунтах склонных к вспучиванию — до 40 см. Бордюры, которые закрепляются цементным раствором устанавливаются в случае необходимости.

При обустройстве песчано-щебеночной основы используется компоновка из геотекстиля, 25 см слоя щебня, еще одного полотна геотекстиля и 5–10 см подстилающего слоя из песка, на который вплотную друг к другу укладывается клинкерная брусчатка. Песок можно заменить на один из трассовых растворов для укладки брусчатки.

Щебеночное основание опирается на геотекстиль, 5 см слой песка, 5–10 см щебеночную засыпку и 10 см слой цементно-песчаной смеси. Надежность основания многократно возрастает при использовании трассовых растворов, зернистостью от 4 до 8 мм в качестве подстилающего и несущего слоя. Максимальная прочность основания для укладки клинкерной брусчатки достигается за счет использования 15–20 см слоя щебня и 20 см слоя бетонной стяжки с армированием сварной сеткой. Трассовые растворы позволяют подготовить как несущую армированную поверхность, так и верхний слой для установки клинкера. В процессе обустройства основания каждый насыпной слой тщательно поливается водой и утрамбовывается.                                                                                                 

                                                                                               Выкладка брусчатки

Укладка мостового кирпича должна выполняться в сухую погоду с помощью правила, строительного уровня и резиновой киянки. Существует множество техник расположения клинкерной брусчатки: в разбежку, перевязка елочкой, двухэлементная блочная, перевязка трехчетвертная, половинная перевязка, диагональная, одно и двухблочная, треугольниками, по кругу и т. д. Также часто применяется разноцветная выкладка, техника орнамента и креативные цветные композиций. Для соблюдения одинаковой ширины зазоров между кирпичами используются пластиковые «крестики». Для заполнения швов применяется водонепроницаемый раствор или прочный водопроницаемый раствор.

    Компания «РеКонСтрой» — крупный поставщик строительных материалов в Белгороде. Наша компания сотрудничает только с надежными поставщиками и предлагает клинкерную брусчатку из Германии, Голландии, Украины и России. Все материалы обладают высоким качеством и продолжительным сроком службы.

Ваш город: